Про новый закон “О такси”: готовы ли пассажиры платить за свою безопасность?

Ответ на этот вопрос озвучили на Всероссийской конференции TAXI-2023, которая прошла в Сочи 5-6 октября. По данным Роскачества, в этом году итоговая стоимость поездки стала решающим фактором при заказе такси. На втором месте – чистота салона, на третьем – манера вождения водителя. В 2022 году стоимость поездки находилась на третьем месте по важности для пассажиров.

В июле-сентябре текущего года Роскачество при поддержке Общественного Совета по развитию такси провело исследование рынка такси в преддверии вступления в силу нового закона “О такси”, чтобы выяснить, насколько пассажиры готовы к грядущим изменениям. В опросе приняли участие 1000 респондентов.

Несмотря на нестабильную ситуацию с тарифами на такси за последние полгода, как показало исследование, 62,4% россиян удовлетворены соотношением цены и качества предоставляемых услуг такси. При этом показатель удовлетворённости поездками повысился за последний год с 4,27 до 4,33 п.п. В целом услуги такси пассажиры оценивают как безопасные: 92,9% пассажиров не сталкивались с опасными ситуациями при поездках. К таким случаям респонденты относят превышение скорости водителем, сонливость за рулем, провоцирование и попадание в ДТП.

Новый закон “О такси” предоставляет возможность властям в регионах вводить дополнительные требования к такси. Например, такие как цвет кузова автомобиля такси, его экологический класс, требование к аттестации водителей. На данный момент, в 15-ти российских регионах выступили за установление требования к цвету кузова такси. Инициаторы обосновывают это повышением безопасности перевозок.

Поэтому было решено задать пассажирам вопрос: если все автомобили такси будут одного цвета, повысится ли от этого безопасность поездок? 72,5% опрошенных сказали, что цвет такси не влияет на безопасность поездки. Вместе с этим при выборе автомобиля между отечественными или иностранными марками 82,4% россиян отдают предпочтение иностранным автомобилям такси. Респонденты считают их безопаснее, надежнее и качественнее, более комфортными и красивыми, а также вызывающими большее доверие.

Отечественным автопроизводителям в рамках обсуждения предложения о локализации автомобилей такси необходимо обратить внимание на мнение граждан. Учесть те моменты, которые беспокоят россиян относительно безопасности и комфортности предлагаемых автомобилей для такси. Также нужно принять во внимание установленные региональные законодательные требования к такси: цвету кузова и экологическому классу. К примеру, мы не встречали, чтобы в линейке цветов у отечественных автопроизводителей были машины жёлтого цвета.

Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси.

За безопасность отвечают оба

Как показывает статистика, автомобили такси находятся на дороге значительно дольше обычного автомобиля и, соответственно, попадают в ДТП чаще. Основная ответственность за безопасность перевозки лежит на водителе, который должен перед выходом на линию хорошо отдохнуть, пройти медицинский контроль и провести технический осмотр автомобиля. Однако и пассажиры тоже должны соблюдать меры безопасности при поездке – обязательно пристёгивать себя ремнём безопасности, даже если едут на заднем сидении автомобиля. А также заботиться о безопасной перевозке детей. По результатам исследования, 35% пользователей такси пристёгиваются иногда или совсем не пристёгиваются при поездках.

Нередко водители такси сталкиваются с отказами со стороны пассажиров на просьбу пристегнуть ремень безопасности. Порой это провоцирует конфликты. Но пассажиры должны понимать, что водитель несет ответственность за их безопасность. А пристегнутый ремень — это основа безопасности, причем даже на заднем сидении. Поэтому необходима системная работа как со стороны сотрудников ГИБДД, так и со стороны таксопарков в этом направлении. И, конечно, очень важна помощь СМИ в части популяризации и информирования о важности использования ремней безопасности при поездках.

Ирина Зарипова

В этом году чуть более 7% пассажиров попадали в опасные ситуации, которые чаще всего были связаны с манерой вождения водителя. Но в целом удовлетворённость поездками стала чуть выше, чем в прошлом году, и это не может не радовать.

Антон Куканов, заместитель руководителя Роскачества

Если говорить об общем впечатлении пассажиров от взаимодействия с водителем, то позитивным смогли назвать свой опыт чуть больше половины респондентов. Самые положительные моменты, на которые пользователи обратили внимание, – это вежливость водителей, тот факт, что они были пристёгнуты и водили безопасно. В числе распространённых отрицательных моментов – невнимательность водителя к дороге, водитель не был пристёгнут и навязчиво втягивал пассажира в диалог.

Много спорных ситуаций возникает по вопросу перевозки детей. По закону дети должны находиться в такси в детском удерживающем устройстве (ДУУ). Однако это накладывает на перевозчиков дополнительные расходы, а также ограничения в виде занятого креслом сидения или багажника. В этой ситуации у пассажира есть два варианта: заказать автомобиль по детскому тарифу или взять кресло с собой. Как показал опрос, 86,9% пассажиров такси предпочитают заплатить перевозчикам за предоставление детского удерживающего устройства. А 13,1 % ответили, что готовы взять своё ДУУ.

Если говорить о других механизмах по повышению безопасности поездок на такси, респонденты положительно оценивают установление в автомобилях камер контроля за усталостью водителя, но 71% опрошенных не желают, чтобы их установка отразилась на стоимости поездки.

“Стоит продолжить работу с переработками водителями, так как это напрямую влияет на безопасность поездок. Также важно проводить обучение водителей культуре взаимодействия с пассажирами, внедрять стандарты качества оказания услуг. Мы много раз говорили о том, что пользователи готовы оставлять чаевые, но для этого они хотят видеть должное обращение и помощь со стороны водителя. Также, важно, чтобы водители знали правила и актуализировали свои знания ПДД.

Антон Куканов

С осени следующего года в такси вводится обязательное страхование ответственности перевозчиков. Это значит, что каждый пассажир будет застрахован на сумму до 2,2 млн рублей, а его имущество до 23 тысяч рублей. Эксперты полагают, что дополнительное страхование приведет к росту тарифов на такси. Опрос показал, что чуть больше половины респондентов готовы доплачивать небольшую сумму за свою страховку.

Источник: пресс-служба Роскачества.