Не бывший милиционер

Виктор Осипкин из Анастасьевки посвятил службе в правоохранительных органах более двадцати лет и большую часть из них – в должности участкового уполномоченного. Сегодня полковник милиции в отставке дрессирует лошадь, разводит кроликов и перепелов.

Виктор Иванович Осипкин переехал в Анастасьевку в 1983 году, когда его назначили сюда участковым уполномоченным милиции, поэтому давно уже стал здесь своим. А родился он 26 ноября 1960 года в деревне Дубровинка Гынгазовского сельского совета Шегарского района в обычной крестьянской семье. Детей было много – девять человек, но пятеро умерли ещё в младенчестве.

Когда Виктор был маленький, родители переехали из деревни, которая стала неперспективной, в Нащёково. Там он и пошёл в школу. Мама трудилась дояркой, отец тоже работал на ферме. Семья держала полный двор скотины, и дети с ранних лет были приучены к работе по хозяйству. Глава семейства прошёл две войны, был контужен, имел ранения. Виктор рано начал помогать отцу не только по дому, но и на работе. До сих пор вспоминает, как гоняли на пастбища в Саргат стадо в 300-400 коров.

Путь в профессию

После десятого класса Виктора забрали в армию, а сразу по возвращении домой он устроился водителем в Заготзерно. В правоохранительные органы попал неслучайно. Его нередко привлекали к охране общественного порядка в роли народного дружинника, и два Юрия – Архипов и Матросов, которые уже носили погоны, уговорили Виктора Осипкина пойти на службу в милицию, увидев в нём хорошие задатки для будущего сотрудника правоохранительных органов.

В 1981 году Виктор Осипкин был принят в Шегарский РОВД водителем, затем его перевели в изолятор временного содержания, а когда райотдел возглавил Олег Дмитриевич Андрюшенко, то отправил его в спецкомендатуру.

– Начальником был Юрий Данилович Матросов, там же работал Юрий Иванович Архипов. Так наши пути с ними снова сошлись, – с улыбкой говорит Виктор Иванович, – и наверняка это не было случайностью.

В 1983 году Осипкин как один из самых ответственных сотрудников был назначен участковым уполномоченным милиции в Анастасьевке, тогда же получил звание младшего лейтенанта. Параллельно Виктор Иванович учился на агронома в сельскохозяйственном техникуме.

Милицейская карьера полковника Осипкина

Участковым в Анастасьевке Виктор Иванович был до 1995 года, а потом по семейным обстоятельствам переехал в город. В Октябрьском РОВД г. Томска капитана Осипкина сразу приняли на должность старшего участкового. Вскоре он был переведён заместителем начальника отдела собственной безопасности, но, как сам говорит, служба на этом месте оказалась ему не по душе, поэтому, получив через год звание майора, Осипкин перевёлся на должность заместителя начальника уголовного розыска.

В 1999 году Виктор Иванович окончил заочно Томский государственный архитектурно-строительный университет и получил специальность инженера-механика, а в 2002-м в звании полковника милиции вышел в отставку.

После этого ещё несколько лет Осипкин поработал заместителем директора частного охранного предприятия, а затем вместе с супругой и дочерью принял решение вернуться в Анастасьевку.

Самый надёжный тыл

Семья Виктора Ивановича – это его гордость, его любовь, его жизнь. Со своей женой            Татьяной Петровной они вместе уже больше сорока лет. Вырастили двоих сыновей и дочь, всем детям помогли получить высшее образование. Сейчас помогают растить внуков, их у Осипкиных семеро – старшему пятнадцать лет, а младшей скоро исполнится девять месяцев.

– Мы очень любим внуков, они на каникулах все у нас гостят, – рассказывает Татьяна Петровна. – Места всем хватает, мы специально второй этаж сделали в доме, и у каждого       теперь своя комната.

Дом у Осипкиных старенький, его дали Виктору Ивановичу в 1983 году, когда он приехал в Анастасьевку участковым. Пока были в городе, приезжали сюда как на дачу, а вернувшись, подремонтировали да и снова стали здесь жить.

Полковник с перепелами

После возвращения из города Виктор Иванович несколько лет работал управляющим в местном сельхозпредприятии, а когда оно обанкротилось, стал заниматься домашним хозяйством. С гордостью проводит хозяин экскурсию по дворам, построенным своими руками.

– Это наш Борис-джонсон, – показывает Виктор Иванович на поросёнка, – а вот моя любимица Майя, ей скоро год исполнится.

Майя – это жеребёнок, которого Осипкин купил, как сам выражается, для души и с которым проводит много времени. Майя уже научилась подавать ногу, а теперь осваивает азбуку вежливости. Виктор Иванович увлечённо рассказывает о своей прежней лошади, которая умела не только ногу подавать, но и здоровалась, а ещё играла с ребятишками в футбол.

Кролики, куры, перепела. В специальном ящике попискивают под лампой цыплята, недавно выведенные в инкубаторе, а в соседнем – крохотные серо-пёстрые комочки. 

– Нынче я первый раз попробовал перепелиные яйца заложить, – поясняет Виктор Иванович. – Вот, получилось. Из пятнадцати яиц вылупилось четырнадцать птенцов.

Плюс тридцать соток огорода, которые засаживаются полностью. Но душа требует большего, и Осипкин уже строит планы заняться ещё и пчеловодством.

«Рыбалка – это моё»

– Охотой я никогда не занимался, и это дело не приветствую, – говорит Виктор Осипкин, – а вот рыбалка – это моё. Сутками могу быть на реке. В соревнованиях по рыбной ловле участвую, на последних районных вот третье место занял. Рыбачу круглый год, но сетями никогда не пользовался.

Кто любит и умеет рыбачить, тот и с удочкой хороший улов домой принесёт. Запомнился Виктору Ивановичу год, когда в речку Шегарка зашёл язь, и на удочку ловились особи по 1,5-2,5 килограмма.

– Я тогда в общей сложности меньше чем за месяц наловил штук 150. Не знали даже, куда и девать столько рыбы, – рассказывает Виктор Иванович. – Раздавали всем и сами ели.

Участковый будил механизаторов

– Служба в милиции мне всегда нравилась, и не было желания уйти в другую сферу, – признаётся Виктор Осипкин, – хотя, честно признаться, было непросто. Участковым когда стал, техники сначала вообще никакой не было, а потом мотоцикл дали. Но на нём же зимой не поедешь. Это позже от совхоза выделили москвич-«пирожок».

Хорошо помнит Виктор Иванович, как тяжело приходилось во время посевной и уборочной страды, когда к основным обязанностям участкового прибавлялась ещё одна – контролировать, чтобы никто из механизаторов не проспал на работу, ведь люди работали в этот период от зари до зари и сильно уставали.

– При чём здесь участковый? – искренне удивляюсь я. – Он что будить должен был?

– Конечно, я это и делал. Обходил всех с утра, если надо – будил, – отвечает Осипкин. – Время другое было, и все работали на одно общее дело. Поэтому таким поручениям никто не удивлялся.

Будни сельского «шерифа»

Рассказывая о милицейской службе, Виктор Иванович как будто специально не упоминает о том, что не единожды рисковал жизнью.

– Расскажи, как новую куртку тебе порезали, – не выдерживает Татьяна Петровна. – Купили ему модную в то время куртку с рукавами «летучая мышь». Первый раз её надел. Поехал на вызов в ШПИ, а там мужик на него с ножом бросился. Благо, что рукав такой был и только куртка пострадала.

Виктор Иванович поясняет, что из обмундирования у сотрудников милиции раньше была только шинель, но больно уж неудобна была эта верхняя одежда. Особенно если приходилось столкнуться один на один с буйным нарушителем. Вот и покупал куртки да пришивал на них погоны, за что, кстати, не раз получал взыскания от начальника РОВД Олега Дмитриевича Андрюшенко.

В отпуск Осипкин ходил только зимой, в другое время не получалось. Да и отпуска-то у него были одно название, ведь из села никогда не  уезжал.

– Мне кажется, люди к нам круглосуточно шли – где не поделили что-то, где подрались, где кража случилась. А бывало, что муж в отъезде, тогда я вместо участкового, – с улыбкой говорит супруга Виктора Ивановича.

Рассказывает Татьяна Петровна, как однажды ночью баррикадировала дверь, спасая односельчанку от пьяного мужа-дебошира. А в другой раз помогала мужу-участковому разнимать в клубе пьяных вороновцев, которые бились, как говорится, не на жизнь, а на смерть железными напольными вешалками.

Татьяна Петровна, как выяснилось, тоже носила погоны. Она старший прапорщик внутренней службы. И хотя образование имеет педагогическое, так сложилось, что стала человеком военным.

– У нас в семье прапорщик командует полковником, – шутит Виктор Иванович, – и даже кота жена назвала Куском. Кто не знает, в армии военнослужащие между собой прапорщиков так называют.

Юлдус с барсеткой

– У меня товарищ работал в питомнике, где разводят служебных собак, – рассказывает Виктор Иванович. – Мы договорились, и я привёз оттуда нескольких овчарок, которые были выбракованы. Себе оставил собаку по кличке Юлдус. Очень умный пёс, даже несмотря на то, что был у него серьёзный недостаток – мог пойти по следу, а потом без всякой причины отказаться работать.

И даже при этом своём недостатке Юлдус стал большим помощником в службе участкового инспектора милиции и помог ему раскрыть не одно преступление. О Викторе Осипкине и Юлдусе в середине восьмидесятых писала даже областная газета «Красное знамя».

– Его ребятишки очень любили, играли с ним, – говорит Виктор Иванович. – Но все команды Юлдус знал, чётко выполнял и, что уж говорить, много в чём мне помогал.

– А ещё барсетку с документами за тобой в зубах носил, – подсказывает жена.

«Политика – не для меня»

Многое ещё можно рассказать об этом удивительном человеке – ветеране органов внутренних дел. И как выкармливал лосёнка, у которого браконьеры убили мать, и как помог вывести на чистую воду группу оборотней в погонах, и как на обустройство местной православной церкви они с женой пожертвовали крупную сумму, продав в городе квартиру, и много-много всего интересного.

А ещё Виктор Иванович пару лет отработал депутатом в прошлом созыве районной Думы. Правда, сам он об этом вспоминает не очень охотно. Старался как мог, чтобы сделать что-то хорошее для людей, но все его предложения в Думе рассыпались на корню из-за нехватки денег в бюджете.

– Нет, всё-таки политика – не для меня, – признаётся Виктор Осипкин. – Если от тебя фактически ничего не зависит, в чём смысл тогда быть депутатом? Конечно, было бы у меня много денег, и по сёлам бы ездил, и людям помогал,  а так…

Фашизм должен быть уничтожен

 – Специальная операция на Украине – наша общая боль, – говорит Виктор Осипкин. – Этот конфликт навязан нашей стране извне, и другого выхода у нас просто не было. Поддерживаю нашего президента и его решение. Нацизм должен быть истреблён. Мой отец бил нацистов, и страшно даже представить, если бы он увидел, что сегодня про-исходит.

Конечно, очень больно, что гибнут люди. Гибнут наши военнослужащие, совсем молоденькие парни, такие как наш земляк-герой Даниил Дмитриевич Гринько, которого мы недавно похоронили. 

А санкции, которыми нас все пугают, нам не страшны. Мы ещё не такое переживали. Бояться надо тем, кто не привык работать, а такие люди всегда были и будут всем недовольны. Фашизм же должен быть уничтожен. Я верю в нашу армию и в нашу победу!